Семинар-практикум по теме Алгоритм деятельности учителя в проекте «Я сдам ЕГЭ!» и «Я сдам ОГЭ!
11.11.2023г. на базе МБОУ «СОШ№4 с.п.Надтеречное имени С.М.Ахметханова» прошел семинар для оказания методической помощи при подготовке ГИА в 2024 году по устранению типичных ошибок учащихся при сдаче ГИА-2023.
Работа семинара началась с практической части, на которой некоторые учителя раскрыли свое профессиональное мастерство в условиях планирования, проведения и анализа урока (учебного занятия) в 9 классе, на котором учащиеся работали с таблицами, анализировали статистические данные, проводили расчеты. Педагоги продемонстрировали методику работы над решением задач в формате ОГЭ и ЕГЭ.
Большое внимание участники семинара уделили особенностям работы с обучающимися 9-11 классов по корректировке знаний с учётом анализа решаемости отдельных дидактических единиц и анализа результатов ОГЭ и ЕГЭ.
Был изучен и проанализирован АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ПРОЕКТЕ «Я СДАМ ЕГЭ!» И «Я СДАМ ОГЭ»
Проводим сопоставительный анализ диагностических работ в сентябре 2023 года.
Если данные между собой не коррелируют, проводим новую
(внутришкольную) диагностику без творческих заданий.
Учитель-предметник при анализе объясняет причины несоответствия между оценками.
По итогам объективной диагностики, делаем анализ и выделяем те задания, с которыми дети справились наиболее успешно.
Выделяем из этих заданий минимум, необходимый для преодоления порога.
Прибавляем к ним 2-3 страховочных задания.
Таким образом, четко разграничиваем задания, отрабатываемые с детьми до достижения минимума, от остальных заданий.
Все остальные задания теряют свою актуальность для детей «группы риска» Вся дальнейшая работа по математике и по русскому языку выстраивается ТОЛЬКО ПО МЕТОДИЧЕСКИМ ПОСОБИЯМ
"Я СДАМ ЕГЭ!" и «Я СДАМ ОГЭ»
Составляется новое расписание занятий для выпускных классов со спаренными уроками математики и русского языка.
Если в школе 2 или 3 выпускных класса, предлагается объединить их.
Делим детей по группам: « группа риска», «группа прорыва», «группа тьюторов» .
В « группу риска» объединяем детей, которые справляются с заданиями от 0 до 5.· В «группу прорыва» войдут дети, выполняющие от 6 до 9 заданий.
Дети, решающие более 9 заданий, войдут в тьюторскую группу.
Количество заданий в группах может варьироваться в зависимости от предмета и успешности класса.
На каждую группу составляется план коррекционной работы, предполагающий поэлементную отработку выявленных дефицитов по проверяемым в кодификаторе умениям.
Например, при решении уравнений выявлены дефициты в умении решать неравенства и совершать арифметические действия с дробями. Учитель возвращается к заданиям, позволяющим отработать данные умения, пользуясь методическими рекомендациями и рабочими тетрадями
· Работа внутри групп организуется следующим образом:
На первом этапе в «группе риска» дети, решающие 5 заданий, обучают остальных (как в парах, так ). Допустим, в группе 15 человек решают от 0 до 3 заданий и 3 человека решают 5 заданий, тогда занятия могут быть организованы несколькими способами:
1.Каждый из трех, решающих 5 заданий собирает в группу по 5 человек и отрабатывает с ними задания от 0 до 5. Время, отводимое на занятия, зависит от уровня группы (1 урок или 2 урока) .Обязательным условием является пересказ алгоритма работы над заданием (рассуждение) членом «группы риска» тьютору. Подготовленный член «группы риска» отсаживается от группы для закрепления отработанного материала. Закрепление материала учитель организует путем подбора проверочных заданий с ключами. В конце отведенного времени учитель с помощью заданий - карточек проверяет уровень понимания и усвоения отработанного умения.
В зависимости от результатов работы в классе учитель формирует индивидуальные домашние задания. Проверка домашних заданий организуется на следующий день с помощью самостоятельной работы из 4-5 заданий, два из которых - задания для домашней работы, а два других – повышенного уровня. Если учащийся справился, то он переходит к решению следующего задания. Если нет – то создается новая группа, в которую войдут и учащиеся из двух других групп.
2.Каждый из трех учащихся, решающих 5 заданий отрабатывает одно, второй –другое, третий еще одно. Затем происходит смена групп.
3.Возможна организация работы в парах по типу взаимного обучения: каждый партнёр знает, умеет что-то такое, чего не знает и не умеет другой. Сначала один обучает второго, а потом они меняются ролями.
Такая организация позволяет ученику легко переключаться от одной темы к другой, например, быстрый ученик, освоив одну тему, переходит в другую группу для изучения следующей темы.
· ВАЖНО!!! В обязательном порядке учитель проговаривает с учащимися рассуждение (алгоритм) по заданию, прописанное в методических рекомендациях.
· Методическое пособие для учителя - это поурочные планы; рабочая тетрадь - это учебник. Можно использовать дополнительный материал.
· Заполняем на каждого учащегося карту достижений и общую карту наблюдений по классу.
· По такому же алгоритму может работать на первом этапе и «группа прорыва».
· «Группа тьюторов» в это время может отрабатывать задания базового или профильного уровня под руководством учителя, получая при этом в качестве поощрения за помощь максимальное внимание учителя.
· Репетиторские курсы - это мотивация за будущую помощь в работе с «группой риска» и «группой прорыва».
На втором этапе к «группе риска» и «группе прорыва» подключаются по одному - два человека из «группы тьюторов» и начинается отработка дефицитов следующих заданий в достижении минимального порога.
· На втором этапе, после отработки минимума заданий определяются те, кто из «группы риска» переходит в «группу прорыва», а из нее в «группу тьюторов». Формируется и новая «группа риска» – это те, кто за отведенный срок не справился с заданием
. На всех этапах работы решение заданий начинается с самого простого, того, которое в данной группе решает большинство.
· Таким образом, достижения учащихся учитель отслеживает ежедневно и отмечает их приращения в своем листке наблюдений, а дети - в дневниках достижений. В конце недели подводятся итоги, с которыми знакомят родителей учащихся.
· В конце месяца можно провести внутришкольный пробный ЕГЭ по тем заданиям, которые отрабатывались в данный период.
· Обязательным условием является использование всех указанных в методических пособиях и рабочих тетрадях форм организации образовательной деятельности и форм оценивания работ.
· Оценивание в предмете можно проводить следующим образом:
Тьюторская группа - успех в достижении результата по заданию одного человека группы оценивать как один балл, баллы переводить в оценки. Члены тьюторской команды не могут получать за помощь учителю оценки ниже 4 - это стимулирующая оценка.
Однако их оценки по собственным достижениям оцениваются в соответствии с принятой в ОУ системой оценки. В «группе прорыва» и «группе риска» оценивание происходит также по системе оценки, принятой в ОУ.
· Если тьюторская группа достаточно большая, можно поделить две другие группы на количество тьюторов. Каждый учащийся в тьюторской группе определяет для себя задание, которое он понимает и решает лучше других и его объясняет в подгруппе, затем тьюторы меняются. Таким образом вы отрабатываете несколько заданий. Эту работу можно проводить и в парах.
· Написание сочинения по русскому языку считать обязательным для всех.
· Если среди отобранных заданий встречаются задания, требующие предварительной подготовки учащегося, отработки определенных умений, необходимых в решении данного задания, предлагается отложить такое задание до второго этапа. На первом этапе необходимо нарабатывать недостающие умения, используя для этого, в том числе, и дополнительные занятия
· Результат работы учителя оценивается по количеству детей «группы риска» и детей «группы прорыва», достигших минимального уровня для получения аттестата.